Катализатор (каталитический нейтрализатор), которым оборудован практически каждый современный автомобиль, необходим для снижения уровня вредных выбросов в атмосферу. Для максимальной продуктивности устройству необходимо разогреться до температуры не менее 330°С, поэтому его устанавливают как можно ближе к «выпуску».
Удаление катализатора: причины поломки и последствияШтатный катализатор автомобиля — это металлический емкость с каталитическим наполнителем, который взаимодействует с газами, снижая их токсичность. Месторасположение устройства зависит от конструкции и технических характеристик транспортного средства. Для большинства моделей автомобилей — это выпускные коллекторы, а также стыки трубы с резонатором.
Вследствие регулярного воздействия раскаленного потока пламени на каталитический наполнитель, устройство теряет рабочие свойства, постепенно приходя в полную негодность.
Симптомы износа катализатора:- внутренние элементы короба прогорают;
- на перфорированной поверхности накапливается большое количество нагара;
- образуются устойчивые окаменелости.
Эти факторы ускоряют выход оборудования из строя и свидетельствуют о неизбежности удаления катализатора.
К основным причинам поломки катализатора относятся:- низкокачественное топливо;
- нарушение скоростного режима и превышение допустимых нагрузок;
- длительная эксплуатация авто без техосмотра;
- “нестандартный” тюнинг или неудачно проведенный ремонт выпускной системы;
- нарушение герметичности корпуса после ДТП.
В первую очередь о проблемах с катализатором говорит горящий на рабочей панели значок Check Engine.
Также о необходимости посетить автосервис свидетельствуют:- периодические выхлопы дыма синего или черного цвета;
- значительный перерасход топлива;
- выраженный запах сероводорода в салоне;
- ощутимое снижение мощности;
- прострелы в системе выхлопа.
Катализатор не подлежит техническому ремонту — специалисты удаляют его из выпускной системы и проводят перепрошивку ЭБУ (электронного блока управления) двигателем на функционирование в рамках Евро-2.
Особенности прошивки на Евро-2Принятые экологические стандарты, начиная с Евро-3, предполагают установку двух кислородных датчиков.
Первый из них монтируется перед катализатором. Его основная задача — менять в зависимости от условий режим подачи топлива и передавать соответствующий сигнал на блок управления двигателем.
Второй датчик располагается после “катализаторной банки” и анализирует уровень очистки вредных выбросов в атмосферу.
Прошивка по принципу Евро-2 “нейтрализует” второй кислородный датчик. Если этого не сделать, система на основании данных от этого датчика перестроит работу двигателя в сторону существенного снижения мощности.
После прошивки электроника считает, что второго анализатора в выпускной системе не предусмотрено, поэтому никакой информации от него не требует — двигатель функционирует в обычном режиме.
Нужно учесть, что прошивка Евро-2 не является чип-тюнингом в полном смысле, потому что:
- не влияет на датчик, установленный до катализатора;
- не затрагивает топливные карты;
- не корректирует алгоритм холостых оборотов;
- не устраняет отсечку.
Задача прошивки под Евро-2 — снятие любых ограничений на токсичность выхлопа, что позволяет удалить катализатор, отключить EGR или датчики сажевых фильтров.
Самостоятельная смена экостандарта ЭБУ в незначительной степени ухудшает показатели выброса в атмосферу вредных элементов, но при этом положительно отражается на динамике движения автомобиля.